Перейти к содержанию
Адвокат Дмитрий Крейнес

ГИБДД не выдает справки о ДТП

Оценить эту тему:

Рекомендуемые сообщения

Адвокат Дмитрий Крейнес

ГИБДД больше не выдает справки об аварии. (Перепечатка статьи с интернет сайта Газеты "Авторевю" № 21 за 2017 г. Автор - Сергей Знаменский)

 

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

 

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

 

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

 

Почему отменили справку и что вместо нее?

 

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

 

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

 

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

 

 

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

 

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

 

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

 

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

 

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

 

б) данные обо всех транспортных средствах;

 

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

 

г) описание повреждений.

 

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

 

— дате ДТП;

 

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

 

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

 

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

 

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

 

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

 

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

 

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая  VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая  VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая  VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая  VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

Образец человечного подхода к новым правилам оформления ДТП — ГИБДД Тюменской вместе с постановлением об административном нарушении выдает водителям отдельный лист со сведениями для страховых компаний. Этот документ оформлен по свободной форме, но заверен печатью ГИБДД и в нем указаны почти все необходимые сведения, включая VIN-коды, телефоны участников происшествия, данные страховых полисов и описание повреждений. Увы, так ГИБДД работает не везде.

 1 / 2 

 

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

 

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

 

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

 

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

 

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

 

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

 

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

 

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

 

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

 

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

 

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

 

 

1436891203_lombard_crash.jpg


Ваш адвокaт в Коммунарке, Крейнес Дмитрий Александрович.

+7 926 522 11 40. [email protected]

регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области: 50/7627

отзывы о моей работе можно посмотреть здесь: http://new.msk.ru/topic/4606-otzyvy-o-rabote-advokata/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
jenya.uzz

ВСе правильно, если не причинен вред людям,  ГИБДД на ДТП вообще не выезжает

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×