Перейти к содержанию
Кирилл Бармашев

Троицкая церковь в Берёзках (пос. Филимонковское)

    Рекомендуемые сообщения

    Примерно в пяти километрах от Московского и примерно в восьми километрах от Троицка, в густых зарослях на берегу пруда затаилась старинная Троицкая церковь в Березках. Она не блестит куполами. О ней не пишут современные путеводители. Да что там говорить – даже не все местные жители знают о ее существовании.

    4 церковь в Березках

     

    Стены, пережившие целую толпу царей, генсеков и президентов, тихо разрушаются под неумолимым напором природы. И тишина… Церкви не повезло. Она оказалась на закрытой охраняемой территории, владельцы которой, судя по всему, совершенно равнодушны к судьбе исторических памятников.

     

    Урочище, бывшее сельцо, Берёзки расположено на левом берегу реки Незнайки, близ восточной окраины деревни Середнево, в 14 км на юго-запад от МКАД. На карте это место тут.

     

    В 1917 г. сельцо находилось в составе Десенской волости Подольского уезда Московской губернии, после 1929 г.- в Наро-Фоминском районе Московской области, а с 1 июля 2012 г.- в составе ТиНАО города Москвы (пос. Филимонковское).

     

    Первый храм в усадьбе был построен не позже ХVI в.  В XVII веке здесь располагалась деревянная церковь.

    14359_800.jpg

    Источник фото

     

    Ныне частично сохранившаяся однопрестольная Троицкая церковь была построена в 1762 году на средства кн. С. В. Салтыкова.

    13691_original.jpg

    Источник фото

     

    В роду Салтыковых имение находилось до сер. ХIХ в. Дальше усадьба перешла в собственность известного промышленника Э.И. Бромлея. 

     

    Троицкая церковь была приходской, и к этому храму были приписаны  жители деревень Середнево,Бурцево,Базарово,Голенищево (в старину Глинищево),Кнутово,Кончеево,Староселье,Харино, ну и конечно Сергиевское-Берёзки. "1 ноября 1892 года состоялся крестьянский сход жителей  (или представителей) этих деревень. На сходе крестьяне постановили ходатайствовать о постройке колокольни и расширении храма,а материал для постройки поставлять и подвозить безвозмездно". 

     

    Тогда же в декабре 1892 года,священник Троицкого храма в Берёзках, Иоанн Загорский, обращается с прошением в Духовную консисторию : "Его Преосвященству Преосвященнейшему Епископу Можайскому,Викарию Московскому и разных орденов Кавалеру!  Московской губернии Подольского уезда Троицкой в селе Сергиевском,Берёзки тожъ, церкви священника Иоанна Загорского с причтом и церковного старосты  Всепокорнейшее прошение....."

     

    Далее написано, что деревянный тамбур,приделанный к зданию церкви в 1845 г, пришёл в ветхость и требует скорого исправления.И просят пристроить каменную колокольню, так как " при церкви колокольни нет,а колокола висят на двух каменных столбах,из коих один несколько наклонился в сторону, так что угрожает опасность упасть .Испытывая такие церковные нужды осмеливаемся всепокорнейше просить Ваше Преосвященство Милостивого  Отца Нашего Архипастыря  разрешить постройку тамбура  на средства прихожан и на пожертвования добровольных дателей,в крайнем случае, просим разрешить нам взять на сию постройку из церковной суммы шестьсот рублей серебром.Вся постройка по оценке архитектора будет стоить 3000 рублей серебром с подвозкою материала.Подвозить же материал согласны прихожане, о чём имеется приговор".

     

    Со скрипом, с оговорками, но из губернии дали добро на перестройку храма (пристройку колокольни и трапезной), приписав при этом, чтобы строительство производилось строго по представленному плану и чертежам, и в присутствии техника, имеющего специальное разрешение.

     

    Что получилось в результате на выходе- теперь остаётся только гадать: колокольня и трапезная до наших дней не дошли.

     

    Закрыт храм вскоре после 1917 года.

     

    В середине ХХ в. на территории усадьбы был размещён пионерский лагерь "Берёзки" МВД СССР. Постройки усадьбы были разобраны и заменены на новые, а церковь подверглась большим утратам: разобраны колокольня, трапезная и верхняя часть храма. В самом храме расположился склад.

     

    В настоящее время пионерский лагерь, как и церковь, находится заброшенном состояние, хотя и формально охраняется. Свободного прохода к церкви нет.

    2 церковь в Березках

     
    Вот в таком виде встречает она редких гостей:

    5 церковь в Березках

     
    На здании даже написать инвентарный номер. И вообще все серьезно.

    6 церковь в Березках

     

    Церковь быстро разрушается под воздействием внешней среды.

    7 церковь в Березках

     

    Детали

    8 церковь в Березках

     

    10 церковь в Березках

     
    Со стороны алтаря все выглядит поприличней.

    12 церковь в Березках

     

    13 церковь в Березках

     

    14 церковь в Березках

     

    15 церковь в Березках

     
    Внутри ничего кроме голых стен и хлама.

    11 церковь в Березках

     

    Сейчас группа энтузиастов, включая пользовательницу Форума Новой Москвы,  копаются в архивах и готовят документы для признания церкви памятником истории и приданий ей соответствующего охранного статуса. В отличии от Москвы старой, в Новой Москве не так много сохранившихся зданий XVIII-го века. И наша обязанность сохранить их все. Я так думаю.

     

    Следующим этапом очевидно встанет вопрос восстановления церкви. С учетом запланированной у деревни Среднево огромной жилой и коммерческой застройки, я думаю многие, включая застройщиков, не прочь будут иметь рядом церковь 1762 года постройки.

     

     

    Использованы материалы с сайтов:
    Изменено пользователем Кирилл Бармашев
    • Лайк 1

    Глава поселения Сосенское 

    Для связи: barmashev@gmail.com

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Кирилл, спасибо что открыли эту тему. Я сама не решалась про Берёзки на форуме Новой Москвы писать. Во-первых, тема началась на форуме наших соседей-Мой Московский. Во-вторых, я думала, что жителям Коммунарки это будет неинтересно.

    История храма Живоначальной Троицы в селе Сергиевское-Берёзки, а так же самого села,окрестных деревень :Середнево,Бурцево,Базарово,Староселье, и т.д.,биография и история жизни владельцев, простых жителей- всё это  целый срез истории наших краёв. Материалов, в том числе и архивных уже собрано немало, но ещё предстоит многое найти. Тема интересна тем, что она раскрывается в динамике, и точка в истории Берёзок поставлена будет не скоро.

    Если Вы, как автор темы, не возражаете, я буду понемногу добавлять про Берёзки всё, что удалось собрать и узнать.


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Если Вы, как автор темы, не возражаете, я буду понемногу добавлять про Берёзки всё, что удалось собрать и узнать.

    Не конечно, у нас же здесь форум :)

    Я там Дмитрию писал, что если что, какие-то запросы/обращения по вопросу  через Антошкина Николая Тимофеевича можно будет сделать, для весомости так сказать.

    • Лайк 1

    Глава поселения Сосенское 

    Для связи: barmashev@gmail.com

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Не конечно, у нас же здесь форум :)

    Я там Дмитрию писал, что если что, какие-то запросы/обращения по вопросу  через Антошкина Николая Тимофеевича можно будет сделать, для весомости так сказать.

    Спасибо!

    Помощь в нашем деле будет очень кстати, если нам третий раз откажут в постановке храма на учёт- придётся привлекать депутатские ресурсы. Так что мы на Вас расчитываем. :yes:


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

     Когда новомосковский блогер  new_muscovite, которого на самом деле зовут Дмитрий, поведал в своём блоге о таинственном храме в урочище Берёзки, я даже не предполагала, что эта история уведёт нас так далеко, вглубь на несколько веков нашей истории. Не хочу забегать  вперёд, но могу только сказать, что село Сергиевское-Берёзки и построенная при нём церковь Живоначальной Троицы  полны тайн и загадок, а удастся ли нам раскрыть хотя бы часть из них- время покажет.

    Поскольку автор темы,Кирилл Бармашев, оставил ссылку на форум Мой Московский, то нет смысла  перетаскивать сюда весь материал, что уже выкладывался  ранее. Любой желающий может пройти по ссылке и прочитать там. Я думаю, будет актуально выкладывать здесь только новые материалы наших исследований и исторических путешествий.

    Начну с документа столетней давности- клировой ведомости храма Живоначальной Троицы в Берёзках.         

    0_15a26a_dce46ca7_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Одним из самых интересных источников по изучению церковной истории являются клировые ведомости. Это журналы о службе лиц духовного сословия. Впервые они были введены 20 января 1769 года под названием «Именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания». Окончательная их форма утверждена в 1829 г., а в 1876 г. дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, его родителей и жены.
    Клировые ведомости состояли из трёх частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество церковнослужителя, его возраст (позже дату рождения), семейное и имущественное положение, сословие, образование, место службы, должность, награды и наказания. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже если они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра: один оставался в храме, а второй отправлялся в духовную консисторию.
    Причём, чем ближе к XX в., тем полнее информация о состоянии церквей и длиннее послужной список церковнослужителей.

    0_15a26b_2464225c_orig.jpg

    0_15a26d_89a56823_orig.jpg


    В нашем случае, это последняя сохранившаяся  клировая ведомость храма, датированная 1916 г. Она даёт нам представление о том, какие деревни относились к приходу Троицкой церкви, сколько жителей там проживало на  1916 год, послужной список и состав семьи священников , наличие храмового имущества и церковной казны. Ключевой фигурой в истории церкви Берёзок на тот момент являлся  священник Пётр Воинов. Об этом человеке хотелось бы рассказать подробнее, но сделаю это несколько позднее, в кратком обзоре о священнослужителях, оставивших свой след в истории храма и села.

     

    0_159e5b_61c1ef0f_orig.jpg


    В двадцатые годы прошлого  столетия происходило повсеместное закрытие храмов и изъятие из них так называемых церковных ценностей. Не миновала подобная участь и храмы нашего района..

    9 марта 1922 г. Московская Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей издала «Правила и порядок работ районных и уездных подкомиссий по изъятию церковных ценностей», в которых говорилось об изъятии «всех предметов религиозного культа из золота, серебра, платины и драгоценных камней, находящихся в пользовании и на хранении групп верующих всех религий и предоставленных им в пользование, согласно Декрета об отделении церкви от Государства»

      В инструкции уполномоченным уездных комиссий указывалось : «К изъятию ценностей в бедных деревенских церквах подлежит подходить с особой осторожностью и изымать из них только лишь абсолютные излишки». А 31 марта объединенное заседание Комитета обороны Москвы, губернии и  Губкомиссии постановило: «При изъятии церковных ценностей оставлять нижеследующие предметы для соблюдения религиозных обрядов: дарохранительница 1, дароносица 1, венцы для свадьбы 2, чаша (по числу служб), дискос (по числу служб), звездица (по числу служб), ложка и копье». Всё имущество  церкви описывалось под протокол, в присутствии местного священника и представителей общины верующих. То, что не представляло материальной ценности, а являлось для прихожан ценностями скорее духовными, передавалось общине верующих. Остальное изымалось.


    Протокол изъятия из Берёзок :

     

    0_15a427_f70a47c7_orig.jpg

    0_15a426_11bd06cf_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Как видно из протокола, изымать в Берёзках было нечего. Это нетипичная история для того времени. Я просматривала несколько подобных дел по церквям нашего района, и там были целые списки на нескольких листах изъятых ценностей. Для примера- протокол изъятия из церкви в совхозе Михайловский :

     

    0_15a422_7f3cc190_orig.jpg

    0_15a423_681f2ac6_orig.jpg

    0_15a424_50ac0d93_orig.jpg

    0_15a425_55860f27_orig.jpg


    Почему же в Берёзках ничего не оказалось? Тут есть два варианта : первый- всё возможное из церкви было разграблено ранее. Но это маловероятно. При храме села Сергиевское-Берёзки была активная и дружная община верующих, они бы скорее всего такого не допустили. Второй вариант: священник Пётр Воинов и активные прихожане, зная, что в районе повсеместно изымают имущество церквей, просто спрятали самое ценное, до лучших времён. Это только версии, которые пока невозможно ни подтвердить,ни опровергнуть. Но мы предполагаем, что Троицкий храм в Берёзках не был столь богат и роскошен, и ничего особо ценного там не находилось. А всё имущество церкви для прихожан было дорого своим религиозным, духовным содержанием, нежели материальным. Кто мог стать в таком случае хранителем и куда потом делось наиболее важное содержимое храма- мы скорее всего никогда не узнаем. Но в случае нашего исследования, это уже не так важно. А вот церковный архив - да. За 150 лет существования церкви в селе Сергиевское-Берёзки накопилось немало важных документов. Метрические книги,клировые ведомости,исповедные росписи,бухгалтерские отчёты,межведомственная переписка и т.д.- всё это дублировалось и передавалось вторым экземпляром в Московскую Духовную Консисторию. То, что мы сейчас находим в историческом архиве Москвы - это фонды из консисторских и епархиальных архивов. Оригиналов из Берёзок  там не сыщешь днём с огнём. Главное- это документы о строительстве храма и оригинальные чертежи 1762 г. Вот их то нам пока никак не удаётся отыскать. Упоминание об этих чертежах есть в документах Московского  Археологического Общества. Когда в 1904 году сильнейший ураган повредил колокольню и колонны Троицкого храма, Консистория запрашивала разрешение в ИМАО на ремонт повреждённого здания. Там есть такая запись : "Сообщая о сём и препровождая чертежами на шести листах, Консистория покорнейше просит с возвращением чертежей уведомить, не встречается ли со стороны Московского Археологического Общества препятствий к производству вышепоименованных работ...".


    Эти самые чертежи на шести листах конечно было возвращены,согласно установленному порядку, сначала в Консисторию, а оттуда непосредственно в Троицкий храм в Берёзках. Но где они теперь? Мы пока не теряем надежды их отыскать. Но время идёт, и работает явно против нас : церковь продолжает разрушаться.

    Ещё больше мы опасаемся, что владельцы лагеря, на территории которого расположен старинный храм середины 18 века, узнав о движухе вокруг церкви, попросту снесут  оставшиеся строения. В таком случае, признать памятником старины груду кирпичей и строительного мусора будет просто нереально.

    ДОЛ "Берёзки" был основан в период конца 60-х - начала 70-х годов  20 столетия. Изначально лагерь принадлежал ХОЗУ МВД СССР, затем перешёл под юрисдикцию хозуправления МВД РФ. Нынешний владелец лагеря, согласно выписке из ЕГРП -  "Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я.Кикотя". Все объекты бывшего пионерского лагеря, в том числе и руины церкви, принадлежат  именно ему, кроме земли. Земля под лагерем муниципальная.

    Всё,что нам сейчас требуется- добиться постановки храма на официальный учёт, как памятника старины, чтобы он был взят под охрану государства. И тогда можно выдохнуть, и подумать о восстановлении церкви. Хотя мне эта идея представляется почти безумной : понадобится множество разрешительных документов и космические деньги. Но в нашем районе есть пример того, как почти разрушенный храмовый комплекс Князе-Владимирского монастыря в Филимонках был включён в государственную программу по реставрации памятников, и в конечном счёте был восстановлен.

     

    http://akproekt.ru/nashi-raboti/84-religioznye-ob-ekty/163-mo-filimonovka-troica


    Подводя итог своему  рассказу, могу только добавить, что есть ещё много важного и интересного, что хотелось бы рассказать читателям форума Новой Москвы  о Берёзках. Но всему своё время....... :)

    • Лайк 2

    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

     История, произошедшая почти сто лет назад, тоже имеет в каком-то смысле отношение к Берёзкам. Я бы условно назвала её  "Церковь и выборы". Речь идёт о выборах в волостную земскую управу.

    Не думаю, что бы кому-то всерьёз пришло в голову вникать в подробности и юридические тонкости  законодательства, которое регламентировало выборы в земство 1917 года, но  на всякий случай, источник -      http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history/page30.html

    Звездный час земств пробил после февраля 1917 г. Сформированное тогда Временное правительство сразу же сделало ставку на земство, рассматривая его как опору при переустройстве государственной системы. Председатели губернских и уездных земских управ были назначены комиссарами Временного правительства, его полномочными представителями на местах. Земства были распространены на новые территории. Летом 1917 г. введено долгожданное волостное земство. Проведены перевыборы в земства всех уровней на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Среди гласных нового призыва тон стала задавать демократическая интеллигенция, , оттеснившая на второй план прежних земских деятелей. На волостные земства возлагалась важнейшая политическая функция – подготовка выборов во Всероссийское Учредительное собрание.


     
    21 мая 1917 г. Временное правительство приняло закон о земской реформе. Если до революции функционировали губернские и уездные земства, то после нее было решено создать еще и волостные земства. Временное правительство предполагало избрать земства в 43 губерниях Европейской России, в 456 уездах и 9305 волостях. Были приняты меры по завершению строительства системы земских учреждений. До середины 1917 г. все сельские организации избирались на сельских сходах и были сословно-крестьянскими. Временное правительство решило доделать то, что не удалось царскому правительству, — нанести решительный удар по сельской обшине. В результате изгнания выделенцев со сходов все избиравшиеся на них организации и должностные лица сильно «полевели». Для того чтобы радикально изменить ситуацию, Временное правительство приняло решение упразднить волостные сходы и волостные правления, должности волостных старшин, заседателей и писарей. Вместо них создавались волостные земские собрания. Гласных на эти собрания избирали граждане, проживавшие в волости и достигшие 20 лет. Наряду с общинниками право участвовать в выборах получили отрубщики, хуторяне, помещики, фабриканты, торговцы, врачи, учителя, священнослужители и другие лица, которые до этого таким правом не обладали. Эта категория граждан была наиболее близкой к зажиточной части сельского населения. Таким образом, волостные земства становились всесословными организациями.


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Выборы в уездах и волостях Московской губернии происходили почти в том же ключе, как и в наши дни: избирательные комиссии,списки кандидатов и избирателей, бюллетени для голосования и т.д.

     

    0_15b0ab_aa96896c_orig.jpg

    0_15b0a8_2268abd4_orig.jpg

    0_15b0a9_9e6d502_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    В документах по выборам в земскую управу по Десеновской волости, что ныне входит в состав Новой Москвы, сохранилось обращение  в избирательную комиссию :

     

    "Мы,нижеподписавшиеся священно-церковно-служители,проживающие в пределах Десёнской волости, просим внести в список кандидатов, имеющих баллотироваться в гласные Десенского волостного  земства, представителя от священно-церковно-служителей следующих лиц : священника Князе-Владимирского монастыря о.Сергея Михайловича Никитского,31 года, и священника села Ивановского Николая Михайловича Воронцова, 35 лет."

     

    0_15b0ac_cd1287a0_orig.jpg


    Как видно из текста,  местные священники тоже хотели участвовать в работе  органов местного самоуправления, но видимо что-то не задалось - в протоколе избирательной комиссии  была сделана запись следующего содержания :  "...Священники села Переделец Н.Соловьёв, Берёзок Пётр Воинов, и иерей Сергей Никитский пришли в два часа дня в помещение Валуево-Пушкинской избирательной комиссии, и вели агитацию против списка №1, после чего группа избирателей покинула помещение избирательной комиссии, не подав бюллетеней.....".

     

    0_15b0aa_927b6f63_orig.jpg


    Скорее всего, демарш местных священников был вызван тем, что их кандидата не включили в упомянутый список №1. Чем закончилась эта история, и как повлияла на итоги выборов - в документах избиркома отражено не было. Но финал этой истории уже не имел судьбоносного значения :  через несколько месяцев, в октябре 1917 года, произошла  социалистическая  революция, временное правительство было свергнуто, и история России пошла по новому пути.

     

    Читая об этих событиях  столетней давности, и непроизвольно сравнивая их с нашим временем, на ум невольно приходит известный афоризм : "История повторяется дважды - один раз в виде трагедии, второй  в виде фарса".


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

     Сейчас очень сложно представить, как выглядел в оригинале Троицкий храм в Берёзках, особенно если смотреть фотографии, где остались одни руины.Каким был храм, его внешний декор,внутреннее убранство- всё это вопросы, ответы на которые ещё не найдены. Берёзки очень медленно и осторожно  открывают нам свои тайны и загадки. Но кое-какое представление о церкви всё-таки составить можно уже сейчас.

    Единственное, чем мы располагаем на сегодняшний день - это трофей, добытый Дмитрием в недрах исторических залежей : два листа с планом Троицкого храма, начерченным  Сергеем Константиновичем Тропаревским. Тем самым  архитектором, который занимался  строительством колокольни и пристройкой трапезной к церкви в 1893 г.

     

    0_15b9e3_101114d1_orig.jpg

    0_15b9e4_ba266d55_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Судя по этому чертежу, церковь в Берёзках была построена в виде  храма-ротонды.

    Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

    Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

    Дмитрий, как человек сведующий  более меня в архитектуре, в том числе и в церковной, предложил рассматривать в качестве образчика такого храма церковь Рождества Богородицы в Подмоклово. Вотчинный храм князя  Г.Ф. Долгорукова в селе Подмоклово, ныне Серпуховской район Московской области.

     

    0_15b9e8_9eebce6c_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Церковь в Подмоклово была построена в 1714-1722 гг., архитектор Лоренц (или Лоренцо) фон Фикин. В начале 18 века Подмоклово было крупнейшим из подмосковных имений князей Долгоруковых. Семья Долгоруковых принадлежала к слою образованного русского дворянства, чей интерес к западной культуре был довольно высок.

    1 мая 1714 г. Г.Ф. Долгоруков заключает контракт с каменщиками, москвичом Андреем Опуриным и крестьянами с. Красное Костромского уезда (уроженцы этого последнего построили целый ряд зданий XVII и 1-ой четв. XVIII вв. в Москве и её окрестностях) Василием Александровым «с товарищи»  на строительство церкви «в селе Подмоклом». 23 июля было получено разрешение на эту постройку от местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Из контракта ясно, что заказчик уже располагал оригинальным проектом храма-ротонды - безусловно, западно-европейского происхождения: контракт требовал «построить церковь по церкюлю круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Позднее, в челобитной 1716 г., фон Фикин, первый  из специалистов, руководивших строительством, назван «швецким квартермейстером». Вероятно, это был шведский военнопленный, квартирмейстер – т.е. офицер примерно капитанского ранга, отвечавший за снабжение войск и их размещение лагерем либо на постое. Разбивка же и устройство военных лагерей требовали некоторой строительной квалификации, так что в этой должности вполне мог оказаться профессиональный зодчий. Характерно и то, что церковным иерархом, который разрешил постройку храма был известный западник, митрополит Стефан Яворский.

     

    0_15b9ea_385eb88b_orig.jpg

    0_15b9eb_3fdb0396_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Князь Г.Долгоруков получил Подмоклово в приданное за княжной М.Голициной, и  так он породнился с её двоюродным братом, князем Б.А.Голицыным, при котором была построена  известная  Знаменская церковь в Дубровицах.

     

    0_15b9e5_594708fa_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Дубровицкий храм схож с  подмокловским как редкий случай внешнего декора православного храма скульптурами, к тому же в обоих храмах налицо изображения 12-ти апостолов и 4-х евангелистов. Архитектурные же прототипы подмокловской церкви следует искать в итальянском зодчестве эпохи Возрождения. В качестве примера такого рода можно привести поминальный храм на месте казни  Св.Петра в Риме -  Темпьетто постройки Донато д,Анжело Браманте, 1502 год.

     

    0_15b9e7_139bddbe_orig.jpg

    0_15b9e6_ad1ff03e_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Или храм, изображённый на картине "Обручение  Девы Марии"  Рафаэля Санти 1504 года.

     

    0_15b9e9_bf7ad36e_orig.jpg

     

    Фотографии и исторический материал взят у       http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Скорее всего, Троицкая церковь в Берёзках,построенная через пол-века после подмокловского храма, была не столь роскошна внешне, да и внутренним убранством уступала своим прототипам. Но утверждать этого не стоит, пока мы не увидим графического изображения или фотографий храма. Возможно они не сохранились и навсегда утрачены, а может ждут своего часа, до поры до времени. Как и ответ на вопрос, почему князь Салтыков, владелец села и заказчик Троицкой церкви, решил построить в своём имении Берёзки  такой вот  храм-ротонду, несвойственного нашим подмосковным  местам архитектурного стиля.


    Сергей Васильевич Салтыков, будучи человеком просвещённым, сделавшим карьеру при дворе, являлся русским посланником в Гамбурге,Париже и Дрездене. И  вполне мог быть приверженцем европейской культуры и архитектуры того времени. Вообще, князь Салтыков -  личность довольно яркая, человек столь интересной и загадочной судьбы, что хотелось бы рассказать о нём более подробно. Но это уже в следующий раз.....



    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Село Березники, впоследствии Берёзки, было известно ещё с 1600-х годов. Вначале им владел боярский род Проестевых, затем Велико-Гагиных.

    В начале 18 века род Велико-Гагиных пресёкся,В 1724 г. село отписано на госпиталь, и в 1745 г. продано Василию Федоровичу Салтыкову.

    Генерал-аншеф Василий Фёдорович Салтыков, дальний родственник царицы Анны Иоанновны, видный государственный деятель,оставивший свой след в истории двух Российских столиц.
     И в XIX веке, и в начале XX века представители рода Салтыковых занимали самые высокие посты и были отмечены высокими наградами, так что надо признать вполне справедливым замечание русского историка и составителя "Российской родословной книги"  П. В. Долгорукова «Ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько начальников Москвы, как из Салтыковых».

    Герб рода Салтыковых :

     

    0_15c2a6_97e7c00a_orig.jpg

    Описание герба :     http://gerbovnik.ru/arms/1252


    После себя Василий Фёдорович оставил наследникам большое состояние, множество имений в разных губерниях Российской империи, в том числе и Московской, несколько десятков тысяч крепостных крестьян.

    Село Сергиевское-Берёзки унаследовал один из его сыновей, князь Сергей Васильевич Салтыков.

      Камергер великого князя Петра Федоровича, веселый, общительный, красавец, он становится сразу душою "малого двора" и самым близким человеком как великому князю, так и великой княгине. "Он был прекрасен, как день", — пишет Екатерина II, — "и, конечно, никто не мог с ним равняться даже при большом дворе, не говоря уже про наш. Он был довольно умен и обладал тою прелестью обращения, теми мягкими манерами, какие приобретаются жизнью в большом свете, особенно при дворе. В 1752 г. ему было 26 лет. Вообще, и по рождению, и по многим другим качествам, это была выдающаяся личность. У него были недостатки, но он умел скрывать их; величайшие его недостатки заключались в склонности к интриге и в отсутствии строгих правил, но все это было мне неизвестно тогда".

    0_15c2a2_2b76f416_orig.jpg


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Князь Салтыков довольно быстро сделал карьеру при дворе, но вошёл в историю не только, как дипломат, а как фаворит  Екатерины Второй, и как предполагаемый отец императора Павла Первого. Этой версии способствовали не только сплетни придворных, но и сама Екатерина Вторая, которая прозрачно намекала на близкие отношения с Салтыковым в своих "Записках".

    Историки больше двух веков спорили на тему, кто же был настоящим,биологическим отцом Павла - князь Салтыков, или император Пётр Третий.

    Пётр III (Пётр Фёдорович Романов, имя при рождении Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский; 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1761—1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (вернее: Ольденбургской династии, ветви Гольштейн-Готторп, официально носившей имя «Императорский Дом Романовых») на русском престоле.

    Одни приводили доказательства сходства Павла со своим  официальным отцом, другие склонялись к личности Сергея Салтыкова, приводя в качестве одного из аргументов  сравнение портретов всех упомянутых персон :

     

    Князь С.В.Салтыков :

    0_15c2a7_7f3b4957_orig.jpg

     

    Император Павел Первый :

    0_15c2a3_4cc18fcc_orig.jpg

     

    Император Пётр Третий:

    0_15c396_c925ae7d_orig.jpg

    Изменено пользователем Ирина-1968

    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты

    Существует забавный исторический анекдот: будто бы Александр III поручил Победоносцеву, своему учителю и уважаемому советнику, проверить слух, что отцом Павла I был не Петр III, а Сергей Васильевич Салтыков, первый любовник будущей императрицы Екатерины II. Победоносцев вначале сообщил императору, что, в самом деле, отцом мог быть Салтыков. Александр III обрадовался: «Слава Богу, мы – русские!» Но потом Победоносцев нашел факты в пользу отцовства Петра. Император, тем не менее, обрадовался снова: «Слава Богу, мы – законные!»

     

    Как это часто бывало, Екатерина впоследствии охладела к своему возлюбленному, появились новые фавориты. Да и сплетни о причастности князя Салтыкова к рождению  наследника престола сделали своё дело - Салтыкова спровадили в очередную загранкомандировку- в Париж. Там он наделал долгов, попал в несколько скандальных историй, и когда министр иностранных дел предложил Екатерине отправить Салтыкова посланником в Регенсбург, она написала:

    "Разве он еще недовольно шалости наделал? Но если вы за него поручаетесь, то отправьте его, только он везде будет пятое колесо у кареты".


    Дальнейших официальных сведений о судьбе князя Салтыкова нигде не встречается. Одни историки считали, что он так и сгинул в безвестности за границей, другие утверждали, будто после долгих скитаний  Сергей Васильевич вернулся на родину, и доживал свой век в одном из своих имений.

     

    Кто был истинным отцом императора Павла Первого, и мог ли быть им Сергей Салтыков- никто и никогда не узнает. Эту тайну Екатерина Вторая унесла с собой в могилу. Да так ли это важно?

    В нашем случае, князь Салтыков, человек интересной и непростой судьбы, яркая личность, и именно по его заказу и на его средства в 1762 году  был построен Троицкий храм в Берёзках .

    Как прошли последние годы его жизни, где и когда он обрёл последний приют- эта загадка на сегодняшний день так пока и осталась неразгаданной.


    "Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону" (с)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на другие сайты


    ×